Новости
Драйв, эмоции и форс-мажор: в Сургутском театре состоялась режиссёрская лаборатория «Мне (не) больно»
Лаборатория в Сургутском театре прошла впервые. Реализация масштабного проекта стала возможна благодаря гранту Союза театральных деятелей РФ и при поддержке российского Министерства культуры.
Творческая работа началась 14 ноября и завершилась 20-го. Особенно насыщенными стали три последних дня лаборатории, наполненные лекциями, читками, эскизами и обсуждением увиденного со зрителями и экспертами.
В центре лаборатории современной прозы и драмы для и о подростках «Мне (не) больно» – проблемы тинейджеров, которым посвящены глубокие, остросовременные произведения. Однако о существовании подобных текстов многие подростки просто не знают.
- Тему выбрали терапевтическую. Как подросток справляется с такими травмами как домашнее насилие, травля в школе, потеря близкого человека. Выбранная нами литература и драматургия дают молодым людям соразмерного им героя и конкретные инструменты пережить горе, - поясняет куратор лаборатории Мила Денёва, театральный критик, заместитель художественного руководителя московского Театра им. Маяковского, член экспертного совета конкурса-фестиваля «Золотая Маска».
Меньше, чем за неделю четыре приглашенных режиссёра – Иван Пачин из Москвы, Иван Миневцев из Челябинска, Полина Кардымон из Новосибирска и Анастасия Быцань из Санкт-Петербурга создали с артистами театра четыре законченных эскиза спектакля. Причем, если участие первых трех режиссёров было согласовано заранее, то Анастасия – магистрантка РГИСИ (бывший СПбГАТИ), курс В.М. Фильштинского, присоединилась к работе лаборатории в ситуации форс-мажора. Планировалось, что эскиз по роману Евгении Некрасовой «Калечина-Малечина» поставит Сойжин Жамбалова. Однако Сойжин получила серьёзную травму во время премьеры своего спектакля в Нягани накануне вылета в Сургут и принять участие в лаборатории не смогла.
Каждый «лабораторный» день начинался с лекции театроведов, адресованной подросткам. Каждая читка и каждый эскиз (читки театр ставил силами самих артистов, которые попробовали себя в роли режиссёров) сопровождались обсуждением со зрителями, актёрами и, что очень важно, – авторами прозаических или драматургических произведений (не подключался к обсуждению только Гюс Кёйер, автор повести «Книга всех вещей», эскиз по которой создал Иван Пачин).
Эскиз спектакля «Книга всех вещей» по повести Гюса Кейера, режиссер Ива Пачин (Москва).
«Было очень круто и интересно погрузиться в эту атмосферу, - поделился впечатлениями семиклассник Себастьен Вихорев, посетивший все мероприятия лаборатории. - Это невероятно классно: смотреть на эскизы спектаклей, а после обсуждать увиденное вместе с автором самого произведения и актерами!
У меня было столько разных эмоций! Я узнал, какой может быть современная литература для подростков, насколько театр бывает классным и интересным. Это безумно сильная работа режиссёров и, конечно же, актеров театра. Сколько же надо сил и работы, чтобы за каких-то 5 дней, буквально с нуля, поставить уже почти готовый спектакль? Вы справились на все 100 процентов. Я многое переосмыслил и понял для себя. Благодарен вам за то, что вы сделали!»
Эскиз спектакля «Калечина-Малечина» по роману Евгении Некрасовой, режиссер Анастасия Быцань (Санкт-Петербург)
Елена Дедерчук, завлит Нижневартовского драматического театра, уверена, что наша лаборатория решила главную задачу – вызывала интерес к театру у той аудитории, которая очень часто оказывается «в тени»: «Вы попали со своим проектом в точку, «раскачали» подростковую аудиторию. И это очень важно, - говорит Елена. – А еще мне очень понравилось, что в этой лаборатории были задействованы разные формы общения, что зрителям дали возможность познакомиться с авторами произведений. Каждый из представленных эскизов может стать полноценным спектаклем».
Перформанс «Haters gonna hate», драматург Егор Зайцев (Москва), режиссер Полина Кардымон (Новосибирск)
Руководитель литературно-драматургической части Ханты-Мансийского театра кукол Ольга Власова добавляет: «Я ни секунды не пожалела о том, что потратила время на просмотр всех эскизов лаборатории. Очень много полезной информации, важных смыслов и интересных разговоров. Радостно видеть такое количество вовлеченных молодых людей, активно участвующих в обсуждениях».
Безусловно, лаборатория решила и ряд задач, стоящих перед труппой театра, в частности – исследовать собственные силы и возможности, поработать с различными режиссерами и современными текстами.
«Лаборатория – это исследование, эксперимент, новые открытия и очень кропотливая, вдумчивая работа каждого участника, - говорит директор СМДТ, заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры Светлана Астраханцева. - Я рада, что всё это случилось в нашем театре».
По итогам анкетирования зрителей, определявших дальнейшую судьбу каждого эскиза, а именно – забыть ли его «как страшный сон» или, доработав, оставить в репертуаре театра, - безусловным лидером стала работа Ивана Миневцева по повести Ольги Громовой «Сахарный ребёнок». Сейчас театр обсуждает возможность дальнейшего сотрудничества с режиссёром.
Театр займется проблемами подростков. На лабораторию спешат из разных городов Югры
18 – 20 ноября в Сургутском театре будет работать Лаборатория подросткового театра «Мне (не) больно». Форма, обкатанная в театрах России, но не в Сургуте. Конечно, речь не о помещении для научных опытов. Лаборатория - цикл мероприятий. Но опытам здесь место все же есть.
Событие основательное. Реализуется на средства гранта Союза театральных деятелей России и при поддержке Министерства культуры России.
В центре лаборатории «Мне (не) больно» – подростковые проблемы, которым уже посвящены глубокие, остросовременные произведения. Но многие о них не знают.
Лабораторные процессы будут курировать столичные гости - театральные деятели, прицельно занимающиеся этой тематикой.
- Тему выбрали терапевтическую. Как подросток справляется с такими травмами, как домашнее насилие, травля в школе, потеря близкого человека. Выбранная нами литература и драматургия дает молодым людям соразмерного им героя и конкретные инструменты пережить горе, - поясняет куратор лаборатории Мила Денева, театральный критик, заместитель художественного руководителя московского Театра им. Маяковского.
За три дня зрители погрузятся в непривычные для театра форматы: читки пьес, режиссерские эскизы по прозе, онлайн-встречи с авторами.
Лаборатория адресована всем, кто интересуются проблемами переходного возраста. Подростков старше 14 лет ждут прежде всего на читки пьес: «Я – кулак, Я – Анна» Марты Райцес; «Воин» Марии Огневой.
- Читка в театре – это режиссерски выстроенное чтение текста пьесы актерами с листа. Во время читки «действие», «спектакль» разворачиваются в воображении зрителей. Сейчас читки стали самостоятельным жанром, идут во многих театрах нашей страны, - поясняют в СМДТ.
Молодежи, родителям подростков, участникам любительских театральных коллективов будет интересно увидеть спектакли-эскизы в постановке молодых режиссёров: Ивана Миневцева, Сойжин Жамбаловой, Ивана Пачина и Полины Кардымон. Произведения, по которым создадут эскизы – успешнейшие образцы проблемной прозы для подростков: по мотивам книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» (при поддержке издательства «КомпасГид»), «Книга всех вещей» Гюса Кейера, «Калечина-Малечина» Евгении Некрасовой. Завершит череду постановок аудио-визуальный перформанс «Haters gonna hate».
Будущим и практикующим педагогам, классным руководителям стоит посетить лекции московских театральных критиков: «Театр vs подростки» Анны Казариной, «Литература как терапия: что-как-зачем читать сегодня подросткам и их родителям» Милы Деневой. Широкому кругу театралов лекцию прочитает Глеб Ситковский, тема – «Что такое современный театр, или Как стать хорошим зрителем?».
Вход на все мероприятия свободный. Нужно только зарегистрироваться по ссылке: https://forms.yandex.ru/u/634e2ec750569026bbf17a9f/. В театр уже поступают заявки от жителей других городов Югры, так что стоит поторопиться, число мест ограничено. На вопросы отвечают в Сургутском театре по телефону 53-03-19. Подробное расписание лаборатории размещено на сайте театра.
Нижневартовский ТЮЗ привезет в Сургут историю современных Ромео и Джульетты
13 ноября на сцене Сургутского театра пройдут гастроли Нижневартовского театра юного зрителя. Из столицы Самотлора к нам везут спектакль «Роман и Юлька». Режиссер - Олег Лабозин (Москва).
В основе постановки лежит повесть Галины Щербаковой «Вам и не снилось». В свое время эта книга произвела в нашей стране фурор, по ней сняли одноименный фильм.
Героев зовут почти по-шекспировски – Роман и Юлька. И страсти в этой истории кипят вполне шекспировские, но только близко к нашему дню. Рассказ пойдет о первой любви − трепетной, нежной, беззащитной. В которую никто не верит, которая «вам и не снилась». Любовь не одобряют родители героев. Любовь осуждают в школе. Роман и Юлька - одни против целого мира.
- Режиссер и актеры пытаются понять, что в этой истории пошло не так. Почему любовь становится трагедией? Поможет им в этом авторитетный судья, который будет наделен широкими полномочиями и, возможно, вмешается в историю.
Так что мы приглашаем зрителей не просто в театр, но и в зал суда, - рассказывают в Нижневартовском ТЮЗе.
Обозначенное возрастное ограничение спектакля – «16+». Но в ТЮЗе говорят, что максимальное психологическое попадание в зрителя случится, если в зале будут старшеклассники. Младшим подросткам можно прийти с родителями, ведь спектакль поднимает семейные проблемы. И, конечно, работа будет интересна зрителям старшего поколения – как говорится, вспомнить молодость.
Премьера спектакля «Роман и Юлька» состоялась совсем недавно, но работа же полюбилась нижневартовцам. Не меньше захватывающего сюжета зрители отмечают впечатляющую сценографию спектакля.
Показ состоится в рамках обменных гастролей Нижневартовского ТЮЗа и Сургутского театра. Билеты можно приобрести на сайте СМДТ, действует «Пушкинская карта».
В «Ночь искусств» Сургутский театр откажется от легкого жанра
4 ноября в стране проходит акция «Ночь искусств», которая традиционно приурочена ко Дню народного единства. В рамках акции Сургутский театр приглашает зрителей на спектакль «Личное дело №1889. Анна Ахматова» (16+) по пьесе Марии Уваровой. Над спектаклем работала московская режиссерско-постановочная группа во главе с Петром Орловым.
- Наш выбор не случаен. В «Ночь искусств» многие учреждения буквально заваливают аудиторию развлекательными мероприятиями. Мы не отказываемся от этого. Просто легкие жанры в «Ночь искусств» переведем в онлайн. А вживую мы покажем серьезный спектакль, драму, - пояснили в Сургутском театре. - Хотим напомнить, что 4 ноября – День народного единства. Именно поэтому обращаемся к истории России ХХ века и к судьбе гениальной поэтессы. Лихолетье 1920-х, репрессии, Великая Отечественная война – какие бы трагические события ни происходили в нашей стране, Анна Ахматова действительно всегда оставалась в единстве с Родиной, с народом.
Спектакль создан на основе документальных, малоизвестных данных о поэтессе. В центре действа - сложный путь Ахматовой по обретению собственного Голоса - голоса Поэта, голоса, которым судьба обогащает жизнь великих людей. И, конечно, прозвучит неповторимо пронзительная лирика Анны Ахматовой – любовная и гражданская.