Новости
Сургутский театр – победитель Большого Детского фестиваля
15 ноября в Москве торжественно закрыли VII Большой Детский фестиваль (БДФ). На церемонии впервые объявили имена победителей, так что для номинантов это мероприятие проходило в режиме саспенса. Труппа СМДТ следила за событием по онлайн-трансляции.
Колоссальной новостью для СМДТ стало известие – спектакль «Сахарный ребенок» победил в номинации „Драматический спектакль для детей в старшей возрастной категории“. На награждении директор театра Светлана Астраханцева, не сдерживая эмоций, станцевала и обратилась к залу: «С ума сойти! Когда мы прошли отборочный тур — я танцевала „джигу-дрыгу“ три дня! А теперь новость о победе! Это мотивация сделать еще что-то крутое!».
Большим Детским фестивалем руководит народный артист РФ Сергей Безруков. Судит конкурсантов детско-юношеское жюри. В 2024 году из сотен спектаклей в конкурсную программу БДФ отобрали 48. Показы спектаклей-номинантов прошли в обеих столицах. Сургутяне играли на сценах Московского Губернского театра и Молодежного театра на Фонтанке.
Конкурентами сургутского спектакля были работы серьезных коллективов: академических драмтеатров из Улан-Удэ и Красноярска, петербургского «Проекта 27», специализирующегося на современных спектаклях для подростков, а также работы казанского и няганского ТЮЗов, которые уже награждены национальной театральной премией «Золотая маска».
Члены детского жюри горячо спорили о победителе. «За плечами столько невероятных, крутых и классных спектаклей! Ох и жарко было! Бились – конечно, в словесном бое, но нешуточно, с аргументами и полным разбором. Мы постарались и отстояли самых лучших!» - написала в соцсетях член юношеского жюри Стэфания Заровная и поздравила сургутян: «Это действительно заслуженная награда! Вы невероятные. Я рыдала на просмотре, и на оглашении имен победителей ком в горле не отпускал». Слезы Стэфании и других зрителей вызваны пронзительной историей «Сахарного ребенка», переживаниями маленькой героини, признанной дочерью «врага народа» и вместе с мамой сосланной в лагерь в Киргизии.
- Для нас важна специфика БДФ. Нашу победу определило подростковое жюри, целевая аудитория спектакля. Этих зрителей не обмануть. Их выбор был максимально искренний, что делает честь всей команде спектакля, - подчеркивает Светлана Астраханцева.
«Это очень ценная для меня работа. Спектакль долго не играли, потому что театр на ремонте. Я очень волновался за него. Но все произошло замечательно!» - подытожил режиссер спектакля Иван Миневцев (Челябинск). «Прекрасная новость! Это заслуженно!» - обратилась к театру писатель, автор книги «Сахарный ребенок» Ольга Громова (Москва). А петербургский композитор Константин Хазанович представил премьеру сюиты «Сахарная девочка» (музыка, созданная для спектакля) в исполнении струнного «Пушкин-квартета» на недавнем авторском вечере.
В Сургуте показов «Сахарного ребенока» в ближайшее время не планируется. Театральные площадки, доступные для аренды Сургутскому театру, не имеют технической возможности принять спектакль.
«Творчество – свободно, художник – независим»
15 ноября Сургутский театр приглашает на концерт-манифест по творчеству прославленного земляка.
«Бог создал мир из ничего. Учись, художник, у него», - писал Бальмонт. Главный герой очередной премьеры СМДТ – прилежный ученик Демиурга. Жизнь и творчество югорского живописца Геннадия Райшева легли в основу постановки «Райшев. Путь художника» (6+).
Событие приурочено к 90-летию со дня рождения художника, внесшего значительный вклад в сохранение и трансляцию культурного кода югорских аборигенов. Мифологическое сознание древних народов – один из компонентов-вдохновителей творчества Райшева.
Жанр постановки определен режиссером как «концерт-манифест», который объединит драматический театр, пластические композиции, электронную и этническую музыку, видеоарт. «Специалисты по визуальному оформлению постановки поистине волшебным образом оживляют работы Райшева, заполняющие сцену», - говорят в театре.
- Сложность переноса вселенной любого крупного художника в пространство сцены заключается всегда в объёме этой вселенной. Ведь Райшев написал более 20 тысяч картин, посвященных Северу, - поясняет режиссер Вахтанг Харчилава. Тем не менее, он уверен, что приобщиться к художественному миру Райшева сможет любой зритель. Более того, концерт рекомендуется для семейного просмотра.
- Несомненно, это биографическая работа. Но зритель воспримет ее не столько через историю, сколько через цвета, звуки, мелодику, - подчеркивает актер Антон Талаев, исполнитель главной роли.
Биография Райшева, казалось бы, не изувечена трагическим сюжетами, как у других творцов ХХ века. Антон Талаев с этим не согласен:
- Путь художника - это всегда борьба, это всегда вызов. Геннадий Степанович сражался кротко, терпеливо, без резких высказываний и провокаций, при этом воспевая ценность мира и любви к жизни.
- Творческое высказывание художника оказывается в центре "Творчество - свободно, художник - независим", - это, пожалуй, основная цитата спектакля, которая задает зрителю должный настрой: любые попытки заключить всё увиденное в какие-либо рамки окажутся абсолютно тщетными и, более того, вредными для понимания мира художника, - заключает Вахтанг Харчилава.
Премьера состоится 15 ноября в 19:00 «Райшев. Путь художника» 6+.
Продолжительность спектакля: 50 минут.
Премьерный показ пройдет на сцене Районного центра культуры (п.г.т. Белый Яр, ул. Лесная, д.9/2).
«Сахарный ты наш!»
А что еще сказать спектаклю, проложившему дорогу на фестиваль в двух столицах?
12 и 14 октября спектакль Сургутского театра «Сахарный ребенок» представили на VII Большом детском фестивале (БДФ). Сургутян принимали сцены Московского Губернского театра и Молодежного театра на Фонтанке. Несмотря на то, что билеты оказались недешевы, места в залах-полутысячниках разобрали уже за две недели до показов.
Даже представителям издательства «КомпасГид», где и вышла повесть «Сахарный ребенок», едва нашлось место. Кто занял все кресла? Например, в Петербурге на показ приехали 70 человек от театральной студии Центра внешкольной работы Калининского района СПб – а это 17 км от театра! Эти и другие подростки после двухчасового спектакля еще и остались на обсуждение увиденного с педагогами и постановщиками.
- Мы привезли на спектакль всю нашу дружную семью, дети приехали с родителями. Всех тронула тема спектакля, некоторые даже плакали, переживая за судьбу главной героини! Ребята отметили игру актеров, интересную сценографию и, конечно, музыку! Спектакль получился ярким, динамичным и, несмотря на тяжелую историю, светлым! С верой - "хороших людей больше"! – поделились педагоги театральной студии «Балагуры» Ирина Шейкина и Яна Осипова.
Московский, стартовый показ, пожалуй, был более волнительным. Именно здесь отсматривало спектакль независимое детско-юношеское жюри, которое и выносит вердикты на БДФ… Многие зрители утирали слезы. А на аплодисменты зал встал. Такое в столицах бывает нечасто.
Стефания Заровная, одна из членов детско-юношеского жюри, поделилась в соцсетях:
«Постановка "Сахарный ребенок" получила невероятный отклик у меня, да и у всех зрителей в зале. Огромная благодарность БДФ за выбор таких крутых спектаклей. Просмотр прошел несколько дней назад, а эмоции до сих пор не улеглись и разговоры не утихают. Большое спасибо создателям этого спектакля!»
В соцсетях не сдерживает эмоций и Анна Львова, представитель группы родителей детей-жюри (эта группа присуждает отдельную номинацию): «Для меня этот спектакль стал СОБЫТИЕМ! Пожалуй – это очевидный фаворит… мой точно! В двух словах и не расскажешь тех переживаний, которые затягивают и удерживают зрителя. А что касается меня, то я фактически посмотрела историю моей бабушки, ее семьи, ее детства».
Аплодисментами приветствовали автора повести «Сахарный ребенок» Ольгу Громову. Она впервые увидела сургутский спектакль. Ее мнение:
«Всегда боюсь идти на инсценировку своей книги… В этот раз было что-то потрясающее и по образности, и по игре актёров. Я плакала так, будто не знаю эту историю от А до Я. И главная характеристика спектакля: два часа в зале, полном детей, стояла абсолютная тишина! Я ушам своим не верила. Вот, пожалуй, в такие моменты ты понимаешь, что и сама приложила руку к чему-то очень важному для нынешних ребят. Для которых на самом деле события этой истории так же далеки, как Куликовская битва. А вот сидели же, затаив дыхание!»
«Удивительной прозрачности и ясности спектакль Ивана Миневцева. Инсценировку книги Ольги Громовой делала Ирина Васьковская, художник – Катя Никитина.
Сцена пуста, лишь на заднике условные обозначения мест действия, но они примечательны: Москва — силуэт Кремля, лагерь — силуэт вышки, киргизская степь — контур гор как с полотен Николая Рериха. Три локации и весь жизненный путь.
Пустоты сцены не замечаешь, она «съедается» актерским дыханием, жизнью Эли 7-8 лет, оказавшейся членом семьи изменника Родины. Как объяснить ребенку, что это не правда, что справедливость есть, не сейчас, но скоро она наступит. Вот это «скоро» - «скоро ты все узнаешь», «скоро все изменится» становится для Эли самым ненавистям словом. Мама каждый раз придумывает игру для Эли, игру в жизнь, чтобы пережить лагерь и ночевки в земляной яме или избиение надзирателя», - рекомендует спектакль на своей странице в соцсетях и Надежда Стоева, театральный критик, зав.редакцией «Петербургского театрального журнала».
…Делегация Сургутского театра на БДФ насчитывала 43 человека. Актеры в последний раз выезжали на столь масштабные гастроли до ковида. Было из-за чего беспокоиться. Ведь спектакль «Сахарный ребенок» очень мало наигрывали в этом году, в Сургуте нет для этого подходящей сцены. Затем в Петербурге сократили время подготовки, пришлось отказаться от репетиции.
- Конечно, мы волновались. Мы и раньше подавали заявки на этот фестиваль, что скрывать. Но результата не было. Большой детский фестиваль, несмотря на «детскость» в названии, - очень статусный федеральный форум. Уже тот факт, что мы оказались в конкурсной программе – для нас серьезный успех. И каким бы ни было решение жюри, мы уже в полной мере ощущаем себя победителями – благодаря тому энергообмену со зрителями, который случился на обоих показах, благодаря десяткам сообщений и постов в соцсетях, где зрители признаются спектаклю и театру в любви! – итожит директор Сургутского театра Светлана Астраханцева.
Напомним, Большой детский фестиваль, руководит которым народный артист РФ Сергей Безруков – престижный мультижанровый конкурс профессиональных творческих работ со всей России. В 2024 году сюда поступило более 500 заявок. Из сотен спектаклей для детей и юношества в конкурсную программу отобрали 48, в том числе сургутский.
Какой спектакль признают лучшим в номинации «Драматический спектакль» – узнаем 15 ноября на церемонии награждения.
Достоевский возвращается
Только отгремело в СМДТ открытие творческого сезона, а у театралов в календаре снова красная галочка. 20 и 21 сентября театр дает премьеру – спектакль «Идиот» (16+) по роману Федора Достоевского.
Спектакль был поставлен в далеком 2008 году известным театральным режиссером Гарольдом Стрелковым. На тот момент – еще и руководителем сургутского актерского курса при Челябинской госакадемии культуры и искусства.
Разные обстоятельства сократили сценическую жизнь интересной постановки. Но в 25-м театральном сезоне в СМДТ решили возродить спектакль. За дело взялась главный режиссер театра Юлия Дороженко (Уткина), одна из любимых, талантливых учениц Гарольда Стрелкова.
Она рассказала о том, как возрождается спектакль «Идиот»:
- Важно было не нарушить художественную целостность работы режиссера Гарольда Стрелкова и вдохнуть новую жизнь в этот спектакль. Перед нами стояла задача максимально разгадать и сохранить то, что задумал режиссер-постановщик!
А разгадывать было непросто. Но ко всем сложным сценам ключ подобрали – снова и снова обращаясь к изначальному тексту романа Достоевского.
Спектакль, конечно, родится новый. Хотя бы потому, что в 2008 году его играли без пяти минут выпускники актерского курса ЧГАКИ, а сейчас – сильные актеры, профи.
Но даже они с трепетом ждут каждый из ключевых моментов действия. То, чему в романе посвящены многие страницы, в спектакле сконцентрировано в короткие, предельно драматичные сцены – «потрясающие, наисложнейшие, что ни сцена – то бомба, подарок для актера», со слов Юлии Дороженко (Уткиной).
Как подчеркивает режиссер, особенность спектакля в том, что он – безусловно актерский. Зрителя ожидает россыпь крепких актерских работ. В отсутствии серьезных декораций и реквизита актеры оголены, весь их инструментарий – текст, голос, отношения с партнером – как на ладони. В репертуаре СМДТ есть только один подобный спектакль – это «Коварство и любовь» режиссера Антье Вебер.
…«История одного портрета» - такова режиссерская пометка к жанру спектакля. На портрете этом – одна из главных «инфернальниц» Достоевского, Настасья Филипповна. Ее роль в разных составах исполняют Юлия Дороженко (Уткина) и Юлия Тюкалова. Образ князя Мышкина воплотит актер Сургутского театра, ведущий мастер сцены Виталий Шемяков.
- Князь Лев Николаевич Мышкин не зря входит в число наиболее известных и сложных характеров в мировой литературе. Это большая актерская удача - попытаться воплотить его на сцене. Но с тем и колоссальная ответственность и давление.
Я для себя выделил такую его основную черту – он человек без "фиги в кармане". То есть абсолютно никаких негативных подтекстов, умыслов, сарказма или даже иронии в нем нет. Совершенная любовь и внимание к каждому живому существу. И это, конечно, очень трудно приблизить к себе и реализовать на сцене органично, - признается Виталий Шемяков. - Я уже сейчас понимаю, что для меня это роль на вырост и на сопротивление. Для меня всегда оставались ближе трикстеры, «ловкие слуги». А тут речь идет о человеке без второго дна, абсолютно открытом и искреннем. Погружение в роль князя Мышкина – это сложно. Не думаю, что только для меня – для всех… Лично я никогда не встречал людей, хоть отдаленно напоминающих князя Мышкина.
Сегодня Сургутский театр ждет спектакля «Идиот» по двум причинам. Рациональная – в условиях кочевья по чужим сценам театр особенно нуждается в подобной мобильной постановке без громоздкой сценографии. Ну а главная причина – творческая. В репертуаре театра, занятого исследованием человеческой души, обязательно должно быть место для спектаклей по Достоевскому.
Билеты можно приобрести по ссылке - https://quicktickets.ru/surgut-teatr-muz-dram/e90
Действует Пушкинская карта.