Новости
Экспериментальная премьера Сургутского театра – погружение в темноту
По занавес сезона, 23 июня, Сургутский театр представляет премьеру камерного спектакля «В темноте» (12+). Режиссер, автор идеи - Александр Фокеев. Его на создание спектакля вдохновила книга Анны Анисимовой «Музыка моего дятла» и биография выдающегося музыканта, нашего современника Олега Аккуратова.
В центре действия – история талантливой девочки-музыканта, которая живет… в темноте. Слепая от рождения, героиня тонко чувствует музыку и стремится стать пианистом. Исполнится ли мечта? Получится ли у ребенка подчинить себе инструмент? И кто перед нами – обычная девочка или супергерой?
Героиню в детстве играет Ульяна Корниенко, дочь актерской четы Нины Лисовой и Аркадия Корниенко. Роль повзрослевшей героини исполнит актриса, музыкант Алена Поль (в спектакле прозвучит и авторская музыка Алены). В спектакле заняты еще шесть актеров, в том числе сам Александр Фокеев.
Особенность спектакля в том, что зрители ничего не видят – всем в зале выдают повязку на глаза. Так каждого зрителя обнимет темнота. Темнота, в которой, однако, звучит детство, шумит город, ширится музыка.
Режиссер Александр Фокеев откровенно признается, что, вступая на поле эксперимента, испытывает сомнения и даже тревогу. Ранее он подобных спектаклей не видел, аналогичного опыта – не переживал. Тем не менее, он уверен, что спектакль будет интересен широкому зрителю – любому человеку, который готов откликнуться на переживания незрячего человека, шагнуть в мир слепого музыканта, влюбленного в Искусство.
- Сложно сказать, в чем именно заключается «театр» в этом спектакле. Потому что критерии восприятия театра у всех разные. Я полагаю, погрузить зрителя в мир персонажа и вызвать сопереживание помогут озвученные мысли героини, музыка (которой будет много!), звуки, запахи, - говорит режиссер.
Сургутский зритель знает Александра Фокеева как режиссера музыкальных блокбастеров СМДТ – мюзиклов «Однажды в Verone», «Со вкусом карри и любви». В этом сезоне Александр поставил свой первый экспериментальный спектакль – пластический «Я - пространство». Как актер занят в спектаклях «Онегин», «Дама с собачкой. Кинопробы». И вот опять – поиск себя в новых опытах. Почему?
- В разные периоды жизни мы проявляем себя в разных ипостасях. Сущность творческого человека, наверное, и не должна быть застывшей, вечной. Поэтому такие пробы у меня случаются. К тому же очень важен отклик на уровне команды. В музыкальных спектаклях я и мои соавторы - балетмейстер и руководитель музыкальной части - беззаветно доверяли друг другу, были готовы идти в этом проекте до конца. Так и здесь, все участники спектакля дружно откликнулись на идею и стали единомышленниками. Тогда и случилась моя новая ипостась, - поясняет Александр Фокеев.
Театр ждет зрителей проводить премьерой очередной творческий сезон. Напомним, с начала года здание СМДТ закрыто на капремонт. Принимает спектакль сцена исторического парка «Россия – Моя история» (ул. Мелик-Карамова, д.4/4). Билеты можно приобрести по ссылке - https://quicktickets.ru/surgut-teatr-muz-dram/e88
Навострили лыжи в 90-е
Спектакль–концерт «Вперед, в 90-е!» стал ярким завершением XI Международного Югорского лыжного марафона «UGRA SKI».
7 апреля Сургутский театр познакомил Ханты-Мансийск со своей супер-успешной премьерой «Вперед, в 90-е!». Среди зрителей было немало гостей окружной столицы, приехавших со всех уголков страны. Показ состоялся в рамках закрытия Югорского лыжного марафона, который в этом году собрал рекордное количество участников – любителей и профи.
Билеты на сургутский мюзикл в Ханты-Мансийске разобрали за три дня. Зал на 1000 мест в КТЦ «Югра-Классик» был полон. Между тем, сам театр узнал об этом выезде буквально за неделю.
Театру было непросто враз сняться с места и выехать в окружную столицу. Сейчас, когда СМДТ базируется не в своем здании, а на разных площадках, сборы на гастроли занимают много времени. Плюс к этому часть технических специалистов была на фестивале в Омске, остальные готовили премьеру «Дама с собачкой. Кинопробы» - а в этих гастролях нужно было объединить всех.
- Мы не могли не поехать! Это же большая честь – закрывать такое статусное мероприятие, влиться в культурную программу Югорского лыжного марафона финальным аккордом! За это предложение и помощь в решении организационных вопросов мы безмерно благодарны заместителю губернатора Югры Елене Шумаковой и директору департамента культуры ХМАО Маргарите Козловой, - говорит директор театра Светлана Астраханцева. Она отмечает, что с новым руководством в сфере культуры театр стали всерьез рассматривать как мощный самобытный презентационный ресурс региона. А раньше чаще делали ставку на столичных артистов.
…Ностальгическое музыкальное фэнтази о том, как начинающий музыкант Сергей, неосторожно загадав желание на собственном дне рождения, из 2024 года перемещается в 1997-й – плод усилий молодой постановочной команды Сургутского театра: режиссера Мурата Шыхшабекова, драматурга Андрея Кулешова, художника Кристины Данилиной, хореографа Никиты Дементьева. Спектакль сразу цепляет архитипичными героями из 1990-х, которые населяли работяги и новые русские, милиционеры и ночные бабочки, торговцы и рок-музыканты. Зрители ценят «пасхалочки» из кинофильмов, ставших народными: «Брат», «Жмурки». Спектакль и веселит, и волнует. А главное, действительно машиной времени увлекает в водоворот 90-х.
- Несмотря на то, что до этого спектакль показывали на относительно небольших сценах, наши специалисты адаптировали его и под просторную сцену «Югра-Классик». Но ведь не только сцена – главное. Взять зал-тысячник – вот вызов для нас! И мы... Утром приехали, а к вечеру взяли! – говорит режиссер Мурат Шыхшабеков.
По признанию артистов, публика в Ханты-Мансийске оказалась даже эмоциональнее, чем в Сургуте – хотя и в родном городе артистам рукоплещут без устали. Во время показа зал раскатистым смехом встречал каждую шутку, зрители то и дело срывались на аплодисменты – и срывались с мест, потанцевать! Из-за нескончаемых аплодисментов длительность показа увеличилась на 10 минут.
После череды удачных гастролей Сургутский театр в Ханты-Мансийске встречают, как родной коллектив. В этом раз артистам особенно понравилось, что многие зрители были спортсменами. Вот так спорт и культура идут в Югре рука об руку!
Моноспектакль о Шанель покорил Омск
Вырвались за пределы Югры впервые в этом году – и с большим успехом. Сургутский театр принял участие в VI Всероссийском фестивале моноспектаклей «ЧАТ» (расшифровка аббревиатуры – «Честное Актерское Творчество»). В начале апреля он проходил в Омске и собрал 14 спектаклей театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Каменска-Уральского, Ульяновска, Челябинска. Спектакли принимали три сценические площадки Омска. В целом на фестиваль было подано более 70 заявок из 35 городов России.
Сургутский театр пригласили на фестиваль «ЧАТ» со спектаклем режиссера Мурата Шыхшабекова «Сама. Коко Шанель». Автор инсценировки и актриса – Дарья Дзюненко. Среди нескольких женских историй, рассказанных на фестивале, исповедь Шанель оказалась в числе тех, кто потряс зрителей.
«"Сама. Коко Шанель" из тех постановок, которые хочется пересмотреть. Из тех спектаклей, которые проносятся как одно мгновение. Из тех мгновений, про которые и потом будешь говорить: "А помнишь..."», «Спасибо, что украсили омский фестиваль!», «Абсолютный фаворит нашего корреспондента и один из самых популярных проектов, продемонстрированных омичам "ЧАТом"» - пишут о работе Сургутского театра региональные омские СМИ. Зрители тоже не скупились на комплименты.
- Нас принимали очень тепло, нас очень ждали. Как рассказали организаторы, наш спектакль был первым среди спектаклей-участников, на который раскупили билеты: все места были проданы в первый же день!
На сам спектакль зрителей пришло больше: на 56 мест 85 человек (смотрели даже стоя)! – рассказала исполнительница главной роли Дарья Дзюненко.
Фестиваль «ЧАТ» не носит конкурсного характера. Вместе с тем является авторитетным смотром лучших моноспектаклей российской провинции и столиц.
- Отмечу безупречную организацию фестиваля и высокий художественный уровень отобранных работ (а я смотрел и другие спектакли «ЧАТа»). Поездка в Омск оставила у нас ощущение важного события в жизни Сургутского театра и в жизни этого спектакля. Омский лицейский театр, организовавший фестиваль, его люди – мы со своей стороны аплодируем этой команде! – резюмировал режиссер спектакля «Сама. Коко Шанель».
СМДТ ставит «Даму с собачкой» (минус собачка и не только)
Впервые премьера Сургутского театра состоится в нетеатральном пространстве – на сцене кинозала. 14 апреля в кинотеатре «Мир» СМДТ представит новый спектакль «Дама с собачкой. Кинопробы» (16+) по рассказу Антона Чехова и пьесе Егора Зайцева. Режиссер Полина Кардымон определила жанр как «кино-театр».
В центре рассказа Чехова – адюльтер, который вырос в «настоящую» любовь. Но пьеса Егора Зайцева не об этом, а о репетициях для съемок фильма «Дама с собачкой». Проводит их московский режиссер, приехавший для этого в Сургут. В главных ролях заняты Александр Фокеев и Елизавета Егорова.
- Мы не хотели ставить спектакль-интерпретацию рассказа Чехова. Получится тогда, что артисты, бедные, половину спектакля будут драматично вздыхать, - предупреждает режиссер Полина Кардымон. – Но! В этом рассказе есть очень много точных слов и образов, о которых хотелось бы поговорить, которые хотелось бы выразить и осмыслить. А где как не на репетициях происходит зарождение, проговаривание этих образов!
Режиссер обещает, что псевдодокументальная форма спектакля и обнажение репетиционного процесса, обычно скрытого для зрителя, поможет вглядеться в образы Чехова, в самих артистов. А также пережить необычный опыт – погрузиться в пространство, где даже одна реплика рассказа раскручивается до объемного образа, до ощущения. В процессе подготовки спектакля с актерами записывали видеоинтервью. Оказалось, что иногда артисты настолько близки своим героям, что ткани спектакля и реальности неразличимы.
- Мы много работаем крупным планом. Убираем все лишнее, театральное, чтобы зритель мог увидеть человека в его естественных реакциях, – подчеркивает режиссер. – Таким образом, «Дама с собачкой» для нас в этом спектакле – это повод для разговора. Как быть тем зрителям, кто ждет истории про любовь? Думаю, любовь тоже будет. Ведь сотворчество всегда про любовь.
Сургутяне знакомы с творчеством Полины Кардымон и Егора Зайцева по Лаборатории режиссуры для подростков «Мне (не) больно», которая состоялась в прошлом сезоне: их аудио-визуальный перфоманс «Haters gonna hate» (англ. «Ненавистники пусть ненавидят») оказался эмоциональный пределом лаборатории и заслужил безусловную любовь зрителей.
О команде проекта:
Полина Кардымон – театральный режиссер, известна по работам в жанре «сайт-специфик театра» - то есть такого театра, который выходит за пределы сцены в пространство реальной жизни. Окончила театральный институт в Новосибирске, служила в новосибирских театрах; в активе – сотрудничество с авторитетными культурными институциями России, среди которых – международный фестиваль актуального искусства «Территория», международный театральный фестиваль «Толстой» (Тула), дом культуры «ГЭС-2» (Москва) и другие. В 2023 году работа Полины Кардымон «Детство. Коромысли. Глава 3» получила национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «эксперимент».
Егор Зайцев - драматург, поэт, переводчик. Соавтор Кардымон в спектаклях, представленных на престижных международных фестивалях. Окончил филфак МГУ. Опубликованы его переводы Р.М. Рильке и немецких поэтов-экспрессионистов, научные статьи. Участник Венецианской биеннале.
Владимир Бочаров — саунд-продюсер проекта. Звуковой и междисциплинарный художник, сооснователь и участник арт-групп. Сотрудничал с театрами Новосибирска, Пскова, Сыктывкара.
Билеты на кино-театр «Дама с собачкой. Кинопробы» можно приобрести по ссылке https://quicktickets.ru/surgut-teatr-muz-dram/e86. Действует «Пушкинская карта».