Новости
«Сахарный ты наш!»
А что еще сказать спектаклю, проложившему дорогу на фестиваль в двух столицах?
12 и 14 октября спектакль Сургутского театра «Сахарный ребенок» представили на VII Большом детском фестивале (БДФ). Сургутян принимали сцены Московского Губернского театра и Молодежного театра на Фонтанке. Несмотря на то, что билеты оказались недешевы, места в залах-полутысячниках разобрали уже за две недели до показов.
Даже представителям издательства «КомпасГид», где и вышла повесть «Сахарный ребенок», едва нашлось место. Кто занял все кресла? Например, в Петербурге на показ приехали 70 человек от театральной студии Центра внешкольной работы Калининского района СПб – а это 17 км от театра! Эти и другие подростки после двухчасового спектакля еще и остались на обсуждение увиденного с педагогами и постановщиками.
- Мы привезли на спектакль всю нашу дружную семью, дети приехали с родителями. Всех тронула тема спектакля, некоторые даже плакали, переживая за судьбу главной героини! Ребята отметили игру актеров, интересную сценографию и, конечно, музыку! Спектакль получился ярким, динамичным и, несмотря на тяжелую историю, светлым! С верой - "хороших людей больше"! – поделились педагоги театральной студии «Балагуры» Ирина Шейкина и Яна Осипова.
Московский, стартовый показ, пожалуй, был более волнительным. Именно здесь отсматривало спектакль независимое детско-юношеское жюри, которое и выносит вердикты на БДФ… Многие зрители утирали слезы. А на аплодисменты зал встал. Такое в столицах бывает нечасто.
Стефания Заровная, одна из членов детско-юношеского жюри, поделилась в соцсетях:
«Постановка "Сахарный ребенок" получила невероятный отклик у меня, да и у всех зрителей в зале. Огромная благодарность БДФ за выбор таких крутых спектаклей. Просмотр прошел несколько дней назад, а эмоции до сих пор не улеглись и разговоры не утихают. Большое спасибо создателям этого спектакля!»
В соцсетях не сдерживает эмоций и Анна Львова, представитель группы родителей детей-жюри (эта группа присуждает отдельную номинацию): «Для меня этот спектакль стал СОБЫТИЕМ! Пожалуй – это очевидный фаворит… мой точно! В двух словах и не расскажешь тех переживаний, которые затягивают и удерживают зрителя. А что касается меня, то я фактически посмотрела историю моей бабушки, ее семьи, ее детства».
Аплодисментами приветствовали автора повести «Сахарный ребенок» Ольгу Громову. Она впервые увидела сургутский спектакль. Ее мнение:
«Всегда боюсь идти на инсценировку своей книги… В этот раз было что-то потрясающее и по образности, и по игре актёров. Я плакала так, будто не знаю эту историю от А до Я. И главная характеристика спектакля: два часа в зале, полном детей, стояла абсолютная тишина! Я ушам своим не верила. Вот, пожалуй, в такие моменты ты понимаешь, что и сама приложила руку к чему-то очень важному для нынешних ребят. Для которых на самом деле события этой истории так же далеки, как Куликовская битва. А вот сидели же, затаив дыхание!»
«Удивительной прозрачности и ясности спектакль Ивана Миневцева. Инсценировку книги Ольги Громовой делала Ирина Васьковская, художник – Катя Никитина.
Сцена пуста, лишь на заднике условные обозначения мест действия, но они примечательны: Москва — силуэт Кремля, лагерь — силуэт вышки, киргизская степь — контур гор как с полотен Николая Рериха. Три локации и весь жизненный путь.
Пустоты сцены не замечаешь, она «съедается» актерским дыханием, жизнью Эли 7-8 лет, оказавшейся членом семьи изменника Родины. Как объяснить ребенку, что это не правда, что справедливость есть, не сейчас, но скоро она наступит. Вот это «скоро» - «скоро ты все узнаешь», «скоро все изменится» становится для Эли самым ненавистям словом. Мама каждый раз придумывает игру для Эли, игру в жизнь, чтобы пережить лагерь и ночевки в земляной яме или избиение надзирателя», - рекомендует спектакль на своей странице в соцсетях и Надежда Стоева, театральный критик, зав.редакцией «Петербургского театрального журнала».
…Делегация Сургутского театра на БДФ насчитывала 43 человека. Актеры в последний раз выезжали на столь масштабные гастроли до ковида. Было из-за чего беспокоиться. Ведь спектакль «Сахарный ребенок» очень мало наигрывали в этом году, в Сургуте нет для этого подходящей сцены. Затем в Петербурге сократили время подготовки, пришлось отказаться от репетиции.
- Конечно, мы волновались. Мы и раньше подавали заявки на этот фестиваль, что скрывать. Но результата не было. Большой детский фестиваль, несмотря на «детскость» в названии, - очень статусный федеральный форум. Уже тот факт, что мы оказались в конкурсной программе – для нас серьезный успех. И каким бы ни было решение жюри, мы уже в полной мере ощущаем себя победителями – благодаря тому энергообмену со зрителями, который случился на обоих показах, благодаря десяткам сообщений и постов в соцсетях, где зрители признаются спектаклю и театру в любви! – итожит директор Сургутского театра Светлана Астраханцева.
Напомним, Большой детский фестиваль, руководит которым народный артист РФ Сергей Безруков – престижный мультижанровый конкурс профессиональных творческих работ со всей России. В 2024 году сюда поступило более 500 заявок. Из сотен спектаклей для детей и юношества в конкурсную программу отобрали 48, в том числе сургутский.
Какой спектакль признают лучшим в номинации «Драматический спектакль» – узнаем 15 ноября на церемонии награждения.
Достоевский возвращается
Только отгремело в СМДТ открытие творческого сезона, а у театралов в календаре снова красная галочка. 20 и 21 сентября театр дает премьеру – спектакль «Идиот» (16+) по роману Федора Достоевского.
Спектакль был поставлен в далеком 2008 году известным театральным режиссером Гарольдом Стрелковым. На тот момент – еще и руководителем сургутского актерского курса при Челябинской госакадемии культуры и искусства.
Разные обстоятельства сократили сценическую жизнь интересной постановки. Но в 25-м театральном сезоне в СМДТ решили возродить спектакль. За дело взялась главный режиссер театра Юлия Дороженко (Уткина), одна из любимых, талантливых учениц Гарольда Стрелкова.
Она рассказала о том, как возрождается спектакль «Идиот»:
- Важно было не нарушить художественную целостность работы режиссера Гарольда Стрелкова и вдохнуть новую жизнь в этот спектакль. Перед нами стояла задача максимально разгадать и сохранить то, что задумал режиссер-постановщик!
А разгадывать было непросто. Но ко всем сложным сценам ключ подобрали – снова и снова обращаясь к изначальному тексту романа Достоевского.
Спектакль, конечно, родится новый. Хотя бы потому, что в 2008 году его играли без пяти минут выпускники актерского курса ЧГАКИ, а сейчас – сильные актеры, профи.
Но даже они с трепетом ждут каждый из ключевых моментов действия. То, чему в романе посвящены многие страницы, в спектакле сконцентрировано в короткие, предельно драматичные сцены – «потрясающие, наисложнейшие, что ни сцена – то бомба, подарок для актера», со слов Юлии Дороженко (Уткиной).
Как подчеркивает режиссер, особенность спектакля в том, что он – безусловно актерский. Зрителя ожидает россыпь крепких актерских работ. В отсутствии серьезных декораций и реквизита актеры оголены, весь их инструментарий – текст, голос, отношения с партнером – как на ладони. В репертуаре СМДТ есть только один подобный спектакль – это «Коварство и любовь» режиссера Антье Вебер.
…«История одного портрета» - такова режиссерская пометка к жанру спектакля. На портрете этом – одна из главных «инфернальниц» Достоевского, Настасья Филипповна. Ее роль в разных составах исполняют Юлия Дороженко (Уткина) и Юлия Тюкалова. Образ князя Мышкина воплотит актер Сургутского театра, ведущий мастер сцены Виталий Шемяков.
- Князь Лев Николаевич Мышкин не зря входит в число наиболее известных и сложных характеров в мировой литературе. Это большая актерская удача - попытаться воплотить его на сцене. Но с тем и колоссальная ответственность и давление.
Я для себя выделил такую его основную черту – он человек без "фиги в кармане". То есть абсолютно никаких негативных подтекстов, умыслов, сарказма или даже иронии в нем нет. Совершенная любовь и внимание к каждому живому существу. И это, конечно, очень трудно приблизить к себе и реализовать на сцене органично, - признается Виталий Шемяков. - Я уже сейчас понимаю, что для меня это роль на вырост и на сопротивление. Для меня всегда оставались ближе трикстеры, «ловкие слуги». А тут речь идет о человеке без второго дна, абсолютно открытом и искреннем. Погружение в роль князя Мышкина – это сложно. Не думаю, что только для меня – для всех… Лично я никогда не встречал людей, хоть отдаленно напоминающих князя Мышкина.
Сегодня Сургутский театр ждет спектакля «Идиот» по двум причинам. Рациональная – в условиях кочевья по чужим сценам театр особенно нуждается в подобной мобильной постановке без громоздкой сценографии. Ну а главная причина – творческая. В репертуаре театра, занятого исследованием человеческой души, обязательно должно быть место для спектаклей по Достоевскому.
Билеты можно приобрести по ссылке - https://quicktickets.ru/surgut-teatr-muz-dram/e90
Действует Пушкинская карта.
Творческий сезон открываем спектаклями-бестселлерами о любви
13 - 15 сентября Сургутский театр вступает в юбилейный, 25-й сезон. Для очередного творческого старта выбрали популярнейшие, но совершенно разные постановки минувших сезонов: драму «ОНЕГИН» по бессмертному роману Александра Пушкина (режиссер Юлиана Лайкова) и музыкальный спектакль «Однажды в Verone» (режиссер Александр Фокеев). Роднят эти спектакли любовь и музыка, преображающие мир.
- Впервые мы открываем сезон не в родных стенах - там, как известно, ожидается капремонт. Спектакли принимает одна из лучших сцен Югры – большой зал Сургутской филармонии. Искренне признательны руководству дружественного учреждения за открытость, за партнерство, - говорит директор Сургутского театра Светлана Астраханцева.
Репертуар юбилейного сезона сформирован с учетом технических параметров площадок, которые готовы принять наш драмтеатр. Ограничений достаточно много, поэтому в ближайшее время сургутские зрители, увы, не увидят полюбившиеся масштабные полотна, среди которых «Гроза», «Коварство и любовь», «Женитьба Фигаро».
Известно, чем обновят афишу сезона 2024/25.
20 и 21 сентября представят драму «Идиот» по роману Федора Достоевского. Спектакль был поставлен режиссером Гарольдом Стрелковым в 2008 году, горячо принят зрителем, но его сценическая жизнь по разным причинам оказалась скоротечной. Спустя 15 лет Сургутский театр восстанавливает спектакль с обновленным актерским составом. Билеты уже в продаже.
Соблюдены традиции премьер: детям – новогодняя сказка, женщинам – весенний мюзикл. В декабре спектакль «Пиноккио» по сказке Карло Коллоди поставит режиссер Виктория Печерникова. К 8 Марта готовят музыкальную комедию «В джазе только девушки».
К 80-летию Великой Победы представят спектакль по военной лирике Булата Окуджавы. Возглавит работу над спектаклем молодой московский режиссер Иван Судаков.
Наконец, ожидается премьера от сургутского режиссера Александра Фокеева. Молодые расскажут о немолодых. «Рок-н-ролл на закате» - так называется комедия по пьесе Михаила Хейфеца о двух пожилых людях, которым захотелось научиться танцевать рок-н-ролл.
Театр не забывает о жителях округа. Запланированы гастроли на сценах населенных пунктов Сургутского района, Когалыма, Ханты-Мансийска.
Главным фестивальным событием сезона для театра станет участие в Большом детском фестивале, который проводится под руководством народного артиста России Сергея Безрукова. Показы премьеры «Сахарный ребенок» 12+ в рамках конкурсной программы пройдут 12 октября - на сцене Московского губернского театра, 14 октября - на сцене Молодежного театра на Фонтанке.
Фотопроект «Поколение Защитников»
Фотопроект «Поколение Защитников»
Проект направлен на патриотическое воспитание, повышение гражданской ответственности среди жителей всех возрастов, сохранение исторической памяти об участниках Великой Отечественной войны, локальных военных конфликтах («горячих точках»), специальной военной операции.
Наша Родина — героическая страна. Ей пришлось пережить немалое количество вооруженных конфликтов, и в каждом из них воины проявляли себя наилучшим образом, совершая подвиги во имя Отчизны. Герои в России были, есть и будут во все времена. Это самый верный залог несокрушимости и мощи нашей страны, ее духовной крепости и поступательного развития.
Фотопроект «Поколение Защитников» посвящен семьям наших защитников, в которых из поколения в поколение передается кодекс нравственности русской армии. И такие его ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, стали непререкаемыми и священными понятиями для защитников России. В основе экспозиции — фотопортреты участников специальной военной операции на Украине и их родственников, участников Великой Отечественной войны и других локальных конфликтов.
«Ничего подобного до сих пор не было. Нашим фотопроектом мы пытаемся показать связь поколений защитников нашей страны. Ведь у многих ребят, которые сейчас борются с нацизмом на Украине, прадедушки, дедушки и даже бабушки участвовали в Великой Отечественной войне, а отцы, дяди или братья были участниками других локальных конфликтов. И именно в год Семьи, объявленный нашим Президентом, мы хотим показать на фотографиях поколения Защитников. В проекте приняли участие семьи из всех муниципалитетов нашего округа. Всего мы собрали 44 фотоколлажа, на которых изображены более 120 Защитников нашей Родины», - рассказал о проекте руководитель регионального филиала фонда «Защитники Отечества» Игорь Илык.
Авторами проекта является филиал Государственного фонда «Защитники Отечества».
Адрес филиала фонда «Защитники Отечества»: г. Ханты-Мансийск, ул. Энгельса, 45А
т. +7 8467 36-00-44.